НАУФОР поборолась с туманом - Finparty, 1 июня 2015

01.06.2015

В минувшую пятницу Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) в десятый раз собрала ключевых игроков индустрии на конференцию, в этом году проходившую с подзаголовком «В тумане неизвестности». Участникам дискуссии предстояло определить вектор дальнейшего движения, и в ходе обсуждения обнаружилось, что российский фондовый рынок и правда как будто временно окутан туманом.

Уместность слова «туман» в названии конференции можно было бы поставить под сомнение, если бы ее «хозяин», председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев, не объяснил, откуда тот взялся. «Туман неизвестности» - это отсылка к «туману войны», термину, который ввел знаменитый немецкий писатель Карл фон Клаузевиц, говоривший о военных, вынужденных принимать решения в ситуации неопределенности. Правда, к счастью, фондовый рынок пока ни с кем не воюет, добавил Тимофеев.

Напротив, откровенность, с которой высказывались спикеры, и общая атмосфера свидетельствовали о том, что индустрия по-настоящему дружна. В лифте, например, президент НФА Константин Волков по-дружески поинтересовался у заместителя председателя правления Московской биржи Андрея Шеметова, отчего у того с утра такой усталый вид. «Все просто, я с тренировки», - объяснился Шеметов, а на вопрос, «железный» ли он человек, ответил, что да, Ironman им уже однажды был «сделан».

Начальник операционного управления ING Bank Наталья Сидорова, занявшая место в первом ряду, делилась радостью по поводу того, что все, наконец, собрались. «Очень приятно всех видеть, мероприятий стало меньше, мы стали редко встречаться», - сказала она, не прекращая здороваться с проходящими мимо нее коллегами.

Когда участники первой панели заняли места за столами, не думать о тумане стало еще сложнее - даже освещение за спиной Александра Афанасьева (Московская биржа), Алексея Тимофеева (НАУФОР), Олега Вьюгина (МДМ банк), Ирины Кривошеевой («Альфа-капитал») и Ларисы Селютиной (Банк России) сыграло роль в создании слегка зловещей атмосферы. Место Алексея Моисеева из Минфина пустовало - начинали без него.

Модератор дискуссии Олег Вьюгин, использовавший оборот «ползучее ухудшение», имея в виду ситуацию в российской экономике, очертил круг вопросов для обсуждения. Уже по количеству приглашенных на первую панель докладчиков нетрудно было сделать вывод о том, что ждать, когда туман рассеется, предстоит долго, и что на конференции регламент будет нарушен по времени. Так и вышло - расходились с часовой задержкой, потеснив спикеров второй сессии. Однако обед из программы исключен не был.

Конференцию НАУФОР не даром хвалили за особую атмосферу - как уже упоминалось, докладчики высказывались на ней предельно откровенно и порой не отказывали себе в удовольствии поделиться видением ситуации «с особой изощренностью». Finparty собрал наиболее яркие цитаты спикеров первой сессии, многие из которых мастерски жонглировали «туманными» темами.

Александр Афанасьев, председатель правления Московской биржи: «Вот Алексей Тимофеев привел в пример военных, которые принимают решения, не имея достаточных данных. На финансовых рынках ситуация еще сложнее: увидев эти данные, все по-разному их трактуют и делают очень разные выводы о том, куда идти».

Комментарий Олега Вьюгина, председателя совета директоров МДМ банка, на выступление Александра Афанасьева: «Российский рынок в тумане видит, правда, может быть, не так четко, как в ясную солнечную погоду, но видит».

Алексей Моисеев, заместитель министра финансов РФ: «Прошу прощения, что я поздно пришел и рано уйду. Мы к вам заехали на час...»

БзЮЛариса Селютина, директор департамента рынка ценных бумаг и товарных рынков Банка России: «Надо бороться за внутреннего инвестора, надо его взращивать. И если старшее поколение - люди, которым за сорок, - никогда на финансовом рынке не работало, его втянуть сложно, то молодое поколение открыто».

Андрей Звездочкин, генеральный директор «Атона»: «Все, что происходит на рынке, мне напоминает «сельскохозяйственный регион» Якутию. Макроэкономические условия таковы, что многое сделать просто невозможно. Есть и позитив - активные компании [на российском фондовом рынке]. Каждый нашел свою нишу: кто-то целебные травы, кто-то кедровые орешки, кто-то грибы. Компании растут и даже зарабатывают, защищая свои делянки. Однако много всего должно произойти, чтобы на нашем рынке все начало колоситься». Олег Вьюгин добавил: «...а что касается Якутии... там можно оленей разводить».

Александр Лосев, генеральный директор УК «Спутник»: «Те, у кого есть деньги, они далеко за МКАДом: в Цюрихе или Лондоне. Для тех, у кого денег меньше, есть банки и банковские депозиты».

Наконец, Ирина Кривошеева, генеральный директор «Альфа-капитала», вспомнила «Ежика в тумане» (хотя о нем, наверное, мог бы первым заговорить Юрий Минцев из «Открытие Брокера»): «У ежика тоже было очень много страхов. Но была белая лошадь. И мы верим, что ИИС станут той самой белой лошадью 2015 года, которая нам поможет, так что ее нужно холить и лелеять».

Юрий Минцев, генеральный директор компании «Открытие Брокер»: «Возвращаясь к названию конференции, в тумане ли мы, я бы сказал, что мы в тумане, а туман в тоннеле».

Анатолий Гавриленко, председатель наблюдательного совета «Алора», отметил, что для регионалов фондовый рынок закрыт: «Выступаю от лица регионалов. Россия большая, а с начальством тусуются одни москвичи».